РАЗМЕР ШРИФТА: A A A

ИЗОБРАЖЕНИЯ ВЫКЛ. ВКЛ.

ЦВЕТ САЙТА Ц Ц Ц

ОБЫЧНЫЙ САЙТ

 







2010201120122013201420152016201720182019
январьфевральмартапрельмайиюньиюльсентябрьоктябрьноябрьдекабрь

01 декабря Пора инвестировать в будущее

Сколько не повышай цены на услуги, денег коммунальщикам всегда будет мало. Нужны принципиально иные подходы – замена не только технического оснащения, но и самой идеологии управления отраслью. В Вышнем Волочке сложились условия, при которых это стало возможным. Команду профессионалов, которая разработала комплексную программу модернизации теплового хозяйства, поддерживают администрация, депутаты городской Думы, местное отделение партии «Единая Россия», городская общественная палата, представители бизнеса. Вышневолоцкие коммунальщики первыми в Тверской области приступили к созданию комплексной программы модернизации всего городского хозяйства. О том, с чего начали и что необходимо предпринять, чтобы реализовать намеченное, рассказывает директор ООО «Вышневолоцкие тепловые сети», депутат городской Думы Сергей КОНОВАЛОВ.
Наследство
В Вышнем Волочке почти 31 тысяча жителей (это почти две трети населения города) пользуются центральным отоплением, 21 тысяча из них – горячей водой. Наше предприятие эксплуатирует 19 котельных, 15 из которых введены в строй более четверти века назад и выработали свой технический ресурс. В основном это котлы постройки 60–80-х годов прошлого века, но есть и «ветераны» середины пятидесятых. А на городской ТЭЦ, которая обслуживает 40 процентов жилого фонда, имеется эксклюзив. Там до сих пор работает котел, снятый с немецкого крейсера, построенного в Германии в 1927 году и установленного в 1947-м.
В муниципальной собственности находится более 100 километров тепловых сетей, если их пересчитать в однотрубном исполнении, они протянутся до Твери. Средний износ теплотрасс – 71 процент вместо нормативных 30 процентов, но есть участки, где он превышает 90 процентов. Ежегодная замена черырех километров магистральных и квартальных трубопроводов на величину сверхнормативных потерь тепла не влияет, а износ сетей продолжает накапливаться.
Потери тепла обусловлены состоянием не только котельных, теплосетей, но и жилищного фонда. Энергопотребление домов зависит от материала, из которого они построены, содержания и обслуживания зданий. В городе преобладают кирпичные дома (77 процентов), чуть больше 17 процентов – панельные и совсем немного деревянных, шлакоблочных, щитовых. Но при этом на обогрев помещений у нас требуется едва ли не вдвое больше тепла, чем по нормативу в странах ЕС и на треть больше установленного норматива по России.
В наследство от ОАО «ТЭК» муниципалитет получил 270 миллионов долгов за неоплаченные энергоресурсы и услуги. Из-за занижения тарифов и нормативов по политическим и популистским причинам наше предприятие за половину 2009 года накопило 16 миллионов долгов перед поставщиками энергии, за 2010 год – более 50 миллионов. По этой причине нынешним летом часть горожан осталась без горячего водоснабжения. Если так пойдет дальше, то 2012 год для всего теплового хозяйства будет последним – долги энергетикам вырастут настолько, что с ними муниципалитет уже не справится.
О тарифах
Сегодня потребители должны оплачивать все расходы на выработку тепла и все его потери при транспортировке и в домах. Но этого не происходит. И не столько по причине большого числа неплательщиков, сколько из-за заниженных нормативов потребления тепла и тарифов. Нормативы, отражающие степень потерь тепла в жилом фонде, на протяжении длительного времени устанавливались органами местного самоуправления, и в том, что они занижены на 22 процента, сказалась недальновидная популистская политика прежней администрации города. С нынешнего года полномочия по установлению нормативов переданы на региональный уровень, но опасность их необоснованного занижения сохраняется. Потому что тарифы, устанавливаемые Региональной энергетической комиссией (РЭК), из тех же популистских соображений искусственно занижаются на протяжении ряда лет. Значительную часть в тарифе на тепло составляет оплата энергоносителей (газ, электроэнергия) и покупное тепло. Цена на них растет ежегодно на 20–40 процентов, а рост тарифов сдерживается Региональной энергетической комиссией на уровне 8–10 процентов. Расходы на энергоносители и покупное тепло в тарифообразующих затратах составляют более 70 процентов. Кстати, расходы на производственную деятельность (куда входит зарплата работников теплосетей) в тарифоообразующих затратах порядка 25 процентов. Чтобы сохранить квалифицированных специалистов, способных оказывать качественные услуги, нам необходимо поэтапно поднимать оплату труда работников, сегодня она в среднем по предприятию составляет 9900 рублей в месяц, а рекомендованный для коммунальных служащих уровень – 18 тысяч.
Но тариф и размер платы за тепло – это не одно и то же. Размер платежа – это тариф, умноженный на количество потребленных гигакалорий.
В результате модернизации системы тепла будет тратиться меньше, и платить за него придется меньше. Но для этого надо как можно скорее провести модернизацию. А тормозит ее предельный индекс повышения тарифов. То есть законодательно создана коллизия в жилищно-коммунальном комплексе. Тарифы устанавливаются недостаточные даже для погашения необходимых текущих расходов тепловых сетей, но самое главное – там нет инвестиционной составляющей. То есть ни копейки не предусмотрено на обновление системы. Посмотрите на дороги, которые не ремонтировались четверть века, примерно в таком же состоянии и тепловое хозяйство.
Тарифы будут расти в силу объективных причин, в том числе из-за инфляции, всегда, но наша задача – сделать их стабильными и экономически обоснованными, а инвестиционная составляющая поможет сделать систему надежной, а непроизводительные расходы снизить. То есть, вкладывая в развитие отрасли сегодня, мы получим экономию завтра.
Если сейчас РЭК установит экономически обоснованные тарифы, включающие в себя инвестиционную составляющую в размере 7 процентов (нам еще предстоит убедить в целесообразности этого депутатов городской Думы), то Вышневолоцкие тепловые сети смогут начать комплексную модернизацию всего городского хозяйства, войти в федеральные и региональные программы реконструкции и строительства современных экономичных объектов теплоснабжения. Да, рост тарифов ляжет дополнительным грузом на население – мера более чем непопулярная. Но если продолжать заниматься популизмом, то в 2016 году население будет платить за отопление одного квадратного метра жилой площади 656 рублей в год, а с инвестиционной программой – 482 рубля. Установка приборов учета, энергосберегающие мероприятия по каждому зданию позволят снизить полезный отпуск тепла почти на треть.
Но самое главное состоит в том, что без реконструкции теплового хозяйства качество снабжения теплом не останется на нынешнем уровне – есть все предпосылки, что система через несколько лет просто развалится. Можно, конечно, понадеяться на «авось», но вряд ли он вывезет на этот раз. В нынешнем году при гидравлических испытаниях сетей и в начале отопительного сезона прорывы на трубопроводах случались почти в два раза чаще, чем в предыдущие годы.
Мы долгое время не интересовались состоянием котельных, сетей и своими домами. Теперь же, когда экономические законы рынка стали работать, приходится задумываться над тем, кто будет восстанавливать ветшающее инженерное оборудование и постепенно разваливающийся жилищный фонд? Жители как хозяева своего жилья должны понимать, что оплачивать услуги ЖКХ все равно придется в полном объеме. Но рост платежей зависит от того, приведем ли мы в порядок городское хозяйство. Занижая тарифы и не включая в них инвестиционную составляющую, РЭК загоняет в долги ресурсоснабжающие организации. А долги теперь никто не прощает. Если население не будет участвовать хотя бы в частичном финансировании обновления жилищного хозяйства, скоро чинить будет нечего – система просто рухнет.
Что уже сделано?
Руководство теплосетей заключило соглашение с производителями, по которому в ближайшее время в город поступят приборы учета с рассрочкой платежа. По Федеральному закону N 261 муниципальные образования обязаны до 1 января 2011 года оснастить все свои объекты приборами учета. Ведутся работы по подготовке проектно-сметной документации на установку модульных котельных, которые будут снабжать теплом объекты социальной инфраструктуры, жилищный фонд и объекты малого бизнеса. Муниципалитет отводит под них земельные участки. Таким способом мы отрабатываем алгоритм отношений с поставщиками оборудования, подрядчиками, обучаем персонал обслуживанию новой техники.
Программа реконструкции и модернизации теплового оборудования и сетей, а также строительства новых энергомощностей разработана, принята городской Думой, прошла одобрение на уровне областного политсовета партии «Единая Россия». Цена вопроса – 884,92 миллиона рублей. Где взять городу почти миллиард? В нашей стране модернизация жилищно-коммунального хозяйства обычно происходила на бюджетные средства либо за счет инвестиционной надбавки к платежам населения. По существующему законодательству, она не должна превышать семи процентов от экономически обоснованного тарифа на оплату тепла. Замечу, что это – лишь малая часть от необходимой суммы, остальные средства вкладывают инвесторы и федеральный бюджет через существующие программы соинвестирования. В абсолютных цифрах это означает, что платеж для жителей квартиры общей площадью 50 квадратных метров возрастет на 93 рубля в месяц. Но пока мы собираем инвестиционные надбавки, система теплоснабжения города рухнет. В разработанной нами схеме на саму модернизацию предлагается использовать заемные средства, а инвестиционная составляющая рассматривается как источник их возврата, а не как сумма оплаты модернизации. Это принципиальная разница, потому что в первый год в выполнение программы необходимо вложить 60 миллионов рублей, во второй – 183 миллиона, а инвестиционная составляющая в платежах потребителей тепла не превысит 20 миллионов в год. То есть населению не придется целиком оплачивать модернизацию, вклад жителей будет вполне приемлемым.
Что даст модернизация?
Программа модернизации всего теплового хозяйства города рассчитана на шесть лет. Это значит, что в 2016 году вся система теплоснабжения города будет новой. Новые трубопроводы, новые или реконструированные котельные, автоматизированное бесперебойное снабжение теплом и горячей водой квартир, утепленные дома, установленные приборы учета, полная диспетчеризация энергоснабжения городских объектов.
Сразу возникает вопрос: что делать с Вышневолоцкой ТЭЦ, которая генерирует более трети используемой городом тепловой энергии? Чтобы система теплоснабжения была надежной, необходимо уйти от внешнего источника теплоснабжения, неуправляемого на муниципальном уровне. Согласно планам ТЭЦ будет заменена новыми, экономичными котельными, максимально приближенными к потребителям, мы решаем сразу три проблемы: снижаем расход топлива, сводим к минимуму потери при транспортировке тепла и обеспечиваем потребителей качественной услугой. Рассматриваем возможность привлечения ОАО «ТГК-2» как инвестиционного партнера.
Как уже известно читателям «Вышневолоцкой правды», модернизация теплового хозяйства основывается на разработках московского института муниципальной энергетики, руководитель проекта – директор этого института Валерий Якубов. Они – не альтруисты, но программа составлена так, что от ее реализации выигрывают и разработчики, и город, и население. Причем институт вкладывает в городское хозяйство средства, которые начнут возвращаться только через семь лет. Они идут на такой риск, потому что понимают: время «коротких» денег ушло, сейчас необходимы инвестиции в долгосрочные проекты, в будущее. Все решения по долгосрочным программам рассматриваются городской Думой и приобретают силу закона, обязательного для исполнения властью, какой бы она ни была.
Чтобы модернизация стала возможной, необходимо отказаться от популизма и установить экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию. Это приведет к росту платежей, по нашим расчетам, более чем на 30 процентов. Но это не значит, что все жители почувствуют это на себе. Потому что многие из тех, кто до сих пор не имел права на получение жилищной субсидии, теперь его приобретают. Часть затрат на модернизацию теплового хозяйства города возьмут на себя областной и федеральный бюджеты по программам софинансирования. Город войдет в федеральные программы модернизации ЖКХ.

Подготовила Нина АЗАРИНА



Вернуться к списку новостей

 

 

 

               

 

Карта города

Панорамы Вышнего Волочка
Расписание автобусов
Письмо Главе города

 

Визитная карточка Вышнего Волочка

 

LLC Site Plus