РАЗМЕР ШРИФТА: A A A

ИЗОБРАЖЕНИЯ ВЫКЛ. ВКЛ.

ЦВЕТ САЙТА Ц Ц Ц

ОБЫЧНЫЙ САЙТ

 

 

 



 







 

201020112012201320142015201620172018
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь

24 октября До свидания, фестиваль!

 До свидания, фестиваль!

 

С 6 по 13 октября в Вышнем Волочке проходил VIII фестиваль театров малых городов России. Он стал настоящим праздником для всех любителей Мельпомены, которые с детства воспитываются искусством. Не случайно для юного зрителя были организованы дневные показы сказок разных жанров.

 

«Ах как грустно и смешно…»

 

По словам профессора кафедры сценической речи СПГАТИ, кандидата искусствоведения Евгении Кирилловой, самый ответственный и логичный путь воспитания зрителя лежит через детские театральные впечатления, через приобщение малышей и подростков к этой прекрасной форме познания жизни. Поэтому сказочные постановки всегда долгожданны.

– У вышневолоцкого зрителя есть история взаимоотношений с драматическим театром. И это чувствуется, – признает она. – Дети неравнодушны к сценическому зрелищу. Если спектакль нравится, они выражают свои чувства аплодисментами и улыбками. Если нет – не навязывают негативное мнение другим, а ведут себя корректно и сдержанно. Сказка дает очень большие возможности художникам, постановщикам, актерам. Мало того, именно она чаще всего становится экспериментальной площадкой для «взрослых» режиссеров. И если бы детские спектакли включались в конкурс, то фестиваль театров малых городов России «заиграл» бы иначе – стал более интригующим и интересным.

В рамках театральной недели многие постановки для детей воспринимались юным зрителем на одном дыхании. Сюжеты спектаклей были понятны и доступны для восприятия. Освещение, декорации, музыка, искусная игра молодых и красивых актеров позволили ребятне окунуться в волшебный мир.

На «ура» прошел спектакль «Принцесса и свинопас» Сызранского драматического театра имени А. Н. Толстого. Это высококачественная, умная и добрая сказка, в которой любовь и дружба победили зло и обман.

Понравилась маленькому зрителю и экстравагантная современная постановка со спецэффектами «Как Бабы-Яги сказку спасали» Дзержинского театра драмы.

А ребята постарше хорошо восприняли историю одного похищения под названием «Вождь краснокожих». Ее поставил режиссер Вышневолоцкого областного драматического театра Владимир Коломак.

Были, конечно, и сказки, которые детям, мягко говоря, не понравились. Зритель-то у нас, несмотря на юный возраст, выращен качественный (!), и глядеть утренние «халтурки», по понятным соображениям, не желает. Хотя из уважения к гостям-актерам терпеливо досматривал предложенные «шедевры».

 

Свежего воздуха глоток

 

Все фестивальные дни театральные труппы и публика жили в ощущении ожидания. Ожидания похвалы и оваций, добрых советов и замечаний. Оно и понятно: судьи-критики и судьи-зрители оценивали не только спектакли. Они пытались понять, в каком творческом состоянии находится тот или иной театр.

На арт-клубах говорили откровенно. Без утайки и обид. По существу.

На капустниках шутили, как будто и не было судейства и ошибок.

На встрече с драматургом Глебом Нагорным, который написал психологический тренинг «Life-Life», обсудили и осудили современность.

Накануне официальной церемонии закрытия фестиваля нашему корреспонденту удалось пообщаться с председателем жюри, директором Московского драматического Театра на Перовской Андреем ПАНЧЕНКО, который на многое приоткрыл завесу, но при этом сохранил общую интригу.

– Вы не раз говорили, что одно из самых ярких впечатлений театрального форума – вышневолоцкая публика...

– С удовольствием повторю еще раз: ваш зритель воспитан театром. Виден результат огромного труда Г. А. Закаржевского, руководившего им четверть века. Причем зритель продолжает меняться: становится еще более открытым, заметен его повышенный интерес к действу на сцене. И эта эмоциональная наполненность человека, приобретенная в стенах театра, радует, потому что она обязательно вольется в нашу повседневность, обогатив ее.

– Современных произведений на фестивале было немного. Это не принципиально для жюри?

– Выбор конкурсного спектакля остается за творческими коллективами. Не важно, в какое время мы окунемся. Для нас важнее, как работают актеры, хорошая режиссура. Лично для меня важно присутствие на сцене гармоничного актерского ансамбля.

– Можете сказать что-либо по этому поводу?

– Очень хороша «Пиковая дама». Очевидно, что спектакль захватил зрителя. Заметны актерские работы. Они создают целостность спектакля, что мне, повторяю, импонирует. Острая форма режиссуры – достойная заявка на главный приз.

Противоположное впечатление от «Клинча» – режиссерского дебюта директора Вышневолоцкого драмтеатра Андрея Кардашова. Не исключаю, что в силу возраста я могу что-то и не понять в спектакле о конфликте поколений. Однако сейчас не 90-е годы, которым созвучен драматургический материал. Разрушительный абсурд отношений, царящий на сцене, которому мы удивляемся, которого боимся, ушел. В психологическом триллере не прослеживается классика человеческих отношений, что сказывается на игре актеров, хотя ими проделана большая работа. Но может быть от того, что режиссер подчинил себя миру, в котором живет автор, спектакль и смотрится на одном дыхании. Как ни странно, со мной так и было. Мнение любого члена жюри всегда субъективное. Нужно смотреть на результат – идет ли народ на спектакль. Если что-то в нем трогает, о нем говорят – это уже хорошо. А молодежь он заинтересовал.

– Об «изюминках», «звездочках» или даже «безуминках» фестиваля говорить преждевременно?

– Не в ключе фестиваля «Life-Life» в постановке Молодежного драматического театра города Тольятти. Он – другой: сложный и вместе с тем понятный зрителю. Он о том, как ведет себя человек в экстремальной ситуации, о его нравственной идентификации. Я бы рекомендовал его, с учетом возрастной градации, даже двенадцатилетним, хотя он показан для совершеннолетней публики. В этом спектакле у зрителя есть возможность нравственно подняться над некоторыми героями, не приемля их поведения. Спектакль массовый в плане актерских работ, не лишен режиссерских задумок. Единственный из представленных на фестивале, где говорится об отношении людей друг к другу.

С большой теплотой могу говорить о спектакле Дзержинского театра драмы «Квадратура круга» по одноименной пьесе В. Катаева о молодости, бесшабашности и всепоглощающей любви. Сильная работа режиссера в «легком жанре» водевиля. Старались актеры, буквально «купаясь» в материале. Зрители даже не почувствовали временного разрыва, хотя комедия «пошла в народ» еще в тридцатые годы. Было заметно, как, сопереживая героям, ждала разрешения сценического конфликта молодежь в зале. Стало очевидным, что ей не хватает рассказов о величии того времени. И эта ностальгия выплеснулась в пятнадцатиминутную овацию в ключевом моменте спектакля, когда зал аплодировал стоя. Удивительно.

И третий запоминающийся момент – возможность насладиться искусством великого Пушкина на драматической сцене, что было трудной задачей во все времена. Я уже говорил, что спектакль Вышневолоцкого драмтеатра «Пиковая дама» привлекает режиссерской работой. В стиле замысла были сценография и музыкальное сопровождение. Отстранюсь сейчас от разбора актерских ошибок. Со стороны зрителя их не было. Я смотрел спектакль именно так и наслаждался искусством.

– Без современной романической истории театральный репертуар сложно представить…

– В подобном жанре достаточно точно можно выразить полноту чувств, радость жизни, связь с природой. Но встреча оказалась все же мимолетной, без «режиссерского крыла», если вы имеете в виду «Сильвию» в постановке Сызранского драматического театра имени А. Н. Толстого. Хотя остроумная комедия диалогов в необычном любовном треугольнике подарила зрителям приятный вечер, и есть смысл говорить о хорошей актерской работе главной героини. Добавлю, что в некоторых конкурсных работах режиссерские позиции были явно утрачены.

– Два года назад во время фестивального показа вы посетовали на отсутствие хорошего театрального звука и света.

– В нынешнем году проблема отчасти решена. К тому же мы отлично понимаем, что спектакли идут в выездном варианте.

– «Как жаль, что все хорошее быстро заканчивается», – говорят зрители…

– Да, действительно, говорить о фестивале –  значит говорить о глотке свежего воздуха. В большинстве своем достигнуто то, что всегда под вопросом – единство двух сторон. Артистов и зала. Капля в историю современности? Может быть. Но подобные фестивали не зря в центре внимания ведущих российских, краевых и областных изданий. Не случайно, что первый фестиваль театров малых городов в 1994 году взял свое начало в Вышнем Волочке. Безусловно, он обречен на долгую жизнь – душа России живет в провинции. Но нужно помнить и о том, что столицу провинциального искусства необходимо беречь.

 

Награды вручены

 

Субботний вечер 13 октября выдался весьма напряженным. Артисты и зрители до последней минуты не знали, кто станет обладателем гран-при. Конечно, догадки присутствовали, о чем свидетельствовали горячие споры в фойе театра.

– Думаю, наша «Пиковая дама» станет лучшей, – предположила одна дама в красивом вечернем платье. – Какие здесь были режиссерские находки! А какие мизансцены!..

– А я болею за «Квадратуру круга», потому что в этом спектакле все воспринималось на отлично: дуэты и соло, яркая игра актеров, хорошее световое оформление, – отстаивала свою позицию другая женщина.

…Номинации были определены в Положении о фестивале. Помимо главных, добавились еще и призы от разных «властных» структур.

Специального приза мэра города был удостоен вышневолоцкий актер Максим Лященко.

Диплом «За преданность и долголетнее служение театру» вручили актрисе Новомосковского драматического театра имени В. М. Качалина Нине Акуловой.

Приз за «Яркое раскрытие актуальной темы» достался очаровательной Анастасии Волоцкой, сыгравшей роль девушки в психологическом боевике «Клинч».

«За создание пьесы на современную тему» специального приза удостоился драматург Глеб Нагорный, а «За организацию фестиваля» – директор Вышневолоцкого драматического театра Андрей Кардашов. 

Лучшие мужские роли второго плана оказались у актеров Михаила Гаврилова (ТЮЗ города Заречный) и Алексея Чимичакова (Вышневолоцкий драмтеатр).

Лучшая женская роль второго плана – у актрисы Вышневолоцкого драматического театра, заслуженной артистки Таджикистана Валентины Кошевой («Пиковая дама», графиня).

Лучшей женской ролью признана Сильвия в исполнении артистки Анастасии Таранской в музыкальной комедии «Сильвия» (Сызранский драмтеатр имени А. Н. Толстого).

Приз за лучшую мужскую роль получил Артем Баранов за исполнение роли Абрама в спектакле «Квадратура круга» (Дзержинский театр драмы).

Лучшая сценография у художника-постановщика Александра Терпиловского (Молодежный драматический театр города Тольятти, спектакль «Life-Life»).

Диплом за лучшее режиссерское решение присужден главному режиссеру Вышневолоцкого драматического театра Владимиру Коломаку («Пиковая дама»).

И наконец, главный приз – гран-при фестиваля – с собой увезла театральная труппа из Нижегородской области за «Квадратуру круга» по комедии В. Катаева. Здесь все было безукоризненно: игра актеров, работа режиссера, декорации и костюмы…

Фестиваль завершен. Впереди нас ждут новые пьесы, победы и новые имена.

Подготовили

Вера ЗИНГЕЕВА и Елена ВАСИЛЬЕВА

Фото Юрия Кокорина



Вернуться к списку новостей

 

               

 

Карта города

Панорамы Вышнего Волочка
Расписание автобусов
Письмо Главе города

 

Визитная карточка Вышнего Волочка

 

LLC Site Plus