РАЗМЕР ШРИФТА: A A A

ИЗОБРАЖЕНИЯ ВЫКЛ. ВКЛ.

ЦВЕТ САЙТА Ц Ц Ц

ОБЫЧНЫЙ САЙТ

 

 

 



 







 

2010201120122013201420152016201720182019
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь

05 декабря Царь-валенок - претендент в Книгу рекордов Гиннесса

Царь-валенок - претендент в Книгу рекордов Гиннесса

 

 

Откуда взялся такой? Его изготовили в Вышнем Волочке на предприятии предпринимателя Бориса Смородова. Высота – 225 сантиметров, вес – 52 килограмма, а размер аж 201-й. Такого валенка-великана еще не видывала земля русская. И не только. Житель Башкортостана как-то под Новый год свалял валенок-гигант 130-го размера. Но где ему до нашего! Так что у вышневолоцкого есть все шансы попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Но это – событие будущего.

А сегодня он, можно сказать, заглавная буква экспозиции музея «Русские валенки», который открылся в нашем городе неделю назад. И это событие далеко не местного значения, поскольку наш музей – всего третий на всю Россию, рассказывающий об истории валенок, их сегодняшнем месте в быту. К тому же у нашего есть своя особенность.

– В экспозицию Московского музея, – рассказывает Борис Смородов, – валенки собирали со всей России. В нашей – только местного производства, но она ничуть не беднее столичной.

И это при том, что Вышний Волочек и весь одноименный уезд никогда не значились в числе промышленных центров по производству валенок. Вот Калязинский – да, уезд гремел не только на всю Тверскую губернию, но и Россию. Но удивляться нечему. Шерстобиты, по упоминанию в документах, появились на вышневолоцкой земле в 1783 году. Они первыми в нашей местности и приступили к выполнению важнейшей исторической миссии – выводу матушки-России из лапотной. Поэтому валенки – не просто обувь, а часть российской истории и культуры, и эту истину никто не возьмется оспаривать. Как и то, что валенки до сих пор являются русским «ноу-хау», секрет которого и спустя столетия постичь никто не может.

Недавно на предприятие к Борису Смородову приезжали голландцы. Для них провели мастер-класс, но старания местных умельцев не пошли на пользу – валенки сделать не сумели. Возможно, у европейцев по-иному устроены мозги, и поэтому они умеют хорошо выполнять лишь ту работу, которая расписана пошагово, без всякого там личного творческого начала. «iPad» или космический спутник им собрать проще, чем свалять валенок. Это он с виду прост, а сколько труда в него надо вложить, а самое главное, как чувствовать его при изготовлении, чтобы и на ноге смотрелся, и пользу приносил здоровью. Не случайно сам Петр I не гнушался этой деревенской обувки, знал, как целебна она. До наших дней дошло, что наутро после застолья царь перво-наперво обувал валенки на босу ногу, требовал миску кислых щей, и тяжесть похмелья как рукой снимало.

А в русском фольклоре о лечебных свойствах валенок сказано еще больше. Например: «Буду в валенках плясать – это очень просто, буду с девочкой гулять лет до девяноста!»

Создавая экспозицию, организаторы вышневолоцкого музея объездили все деревни окрест, собирая приспособления и механизмы, используемые при производстве валенок. Уникальным экспонатом является шерсточесальная машина: деревянная, с ручным приводом. Она сохранилась так, что и сегодня, вероятно, могла бы еще послужить. Только вот нужды в ней нет. Музей расположен по соседству с производственным цехом, оснащенным современным оборудованием. Правда, главным «механизмом» по-прежнему остаются руки мастера, которые «чувствуют» валенок до тонкости. И тут уж ничего не изменишь. Наш вышневолоцкий опыт показывает, что ручное производство и в XXI веке способно одержать верх над фабричным.

– В этом здании, – рассказывает Борис Николаевич, – в советские времена располагалась химчистка. Выкупая его в девяностые, получил обременение – в течение пятнадцати лет сохранить профиль. А как? Здание продали нам без котельной, которая стоит во дворе, а она же – сердце производства. И нам стали такие счета выкатывать за тепло, что оплатить их было невозможно. Случались зимы, когда мы все тут находились в холоде, клиентов не стало – надобность в услугах химчистки у населения отпала сама собой. Стали думать: что делать дальше, чем заниматься?

Почему-то взгляд упал на соседнее производство, где фабричным способом изготовляли валенки. Как конкурировать с ним? Только, поставив перед собой цель, добиться мирового стандарта. А его можно было достичь одним способом: вековой опыт взять за основу.

– Самая близкая от нас мастерская по изготовлению валенок ручным способом была в Удомле, – делится Борис Смородов. – Набрал на работу людей, с утра сажал их в автобус – и в другой район. И так целый месяц…

Забегая вперед, скажу, что соседнее фабричное производство не выдержало конкуренции с мастерской Смородова. Сегодня от него ничего не осталось. А для смородовского валенка нет никаких границ. Его знают, ценят, покупают во многих странах. И если в стародавние времена Екатерина и Анна – царицы российские – под кринолинами чесанки прятали, то Людмила Путина, супруга Президента России, полагаем, носит их напоказ. У нас, в Вышнем Волочке, ей по спецзаказу сваляли валеночки и расшили цветами. Кстати сказать, и от тех валенок, которые готовятся для массового покупателя, глаз отвести невозможно. Зинаида Юркова, директор центральной районной библиотеки, рассказала, что современная писательница М. Семенова, с которой вышневолоцкие библиотекари дружат, написала недавно: «Проезжала через Вышний Волочек. Увидела вывеску «Русские валенки», зашла. Денег в кошельке осталось только на бензин до Санкт-Петербурга».

Вот и первая запись в «Книгу отзывов». Ее, между прочим, в качестве подарка в день открытия новому музею преподнес коллектив Вышневолоцкого краеведческого, пожелав только добрых отзывов, для которых есть основания: музей понравится всем. Тем более что у его директора Владимира Калинкина уже немало замыслов не только проводить экскурсии, но и развивать, например, детскую фантазию. Из войлока, из которого изготавливают валенки, можно сделать так много интересного и полезного. Вот лошадка везет в возке жениха и невесту, черный кот выгнул спину – удобный табурет получился. Или вот негр улыбается: батюшки, так это ж тоже валенок!..

Но вернемся к царю-валенку – заглавной букве экспозиции.

– Когда его привезли из цеха, – рассказывает Галина Гонтковская, директор районного дома ремесел, принимавшая участие в оформлении музея, – мы так и ахнули, а потом целый месяц ходили вокруг, придумывая, как его оформить. Решили расшить классическим русским узором.

На нашем вышневолоцком богатыре есть надпись: «Валенку –  благодарная Россия».

Тамара ВОДИЧЕВА

 



Вернуться к списку новостей

 

               

 

Карта города

Панорамы Вышнего Волочка
Расписание автобусов
Письмо Главе города

 

Визитная карточка Вышнего Волочка

 

LLC Site Plus