РАЗМЕР ШРИФТА: A A A

ИЗОБРАЖЕНИЯ ВЫКЛ. ВКЛ.

ЦВЕТ САЙТА Ц Ц Ц

ОБЫЧНЫЙ САЙТ

 







2010201120122013201420152016201720182019
январьфевральмартапрельмайиюньиюльавгустсентябрьоктябрьноябрьдекабрь

26 декабря Галина СМИРНОВА: «Оптимизм – мой жизненный мотив»

Галина СМИРНОВА:

«Оптимизм – мой жизненный мотив»

 

Поводов познакомиться с Галиной Владимировной Смирновой множество. С ней связана история знаменитого «Медка» – она солистка народного коллектива, ее вклад в развитие культуры Тверской области отмечен грамотой губернатора, сорок пять лет трудового стажа в ООО «Вышневолоцкий металлист», в очередной раз она стала лауреатом областного фестиваля искусств, и, наконец, в декабре у нее день рождения.

К тому же Галина Владимировна замечательный собеседник. Разговор мы начали во время городского фестиваля искусств в детской школе искусств имени С. А. Кусевицкого, а продолжили у нее дома. Слушать человека, для которого жизненное кредо – никогда не унывать, всегда приятно. Ручейком, напевно и красиво звучала ее речь, она как бы перелистывала страницы биографии. Удивительное сочетание знакомого и неизведанного. Количество вопросов возрастало, сорвался и риторический: в чем же суть счастья?

Уверенный, чуть в сторону, взгляд:

– В том, что наша дочь видит!

Волшебное шеститочие

Зрение Галина Владимировна потеряла в раннем детстве. Любое физическое ограничение имеет свои особенности, но во всех смыслах это печально. Стороны проблем незрячих людей трудно охватить. Но для маленькой девочки облегчением стало то, что цвет успел стать для нее частью личного опыта, а не абстрактным понятием.

– Жили мы в деревне, – рассказывает моя собеседница. – Маме и папе приходилось много работать. Бабушка предпринимала попытки меня вылечить: с двух лет возила на консультации, операции в Москву. Но тщетно. Зрение не возвратили, но совет дали: определите девочку в музыкальную школу. Я ведь и в больницах «по просьбам трудящихся» умудрялась петь. Что там говорить, помню, как гостинцами угощали бывшие солдатики, такие же незрячие. А дальше пришлось принять жизнь такой, какая она есть. Мои родные поступили мудро, отдав меня в специальный интернат, понимая очень важную вещь: ни один мой вопрос не должен остаться без ответа. Многие родители утирали тогда слезы за воротами спецшколы, но все это было для будущего блага их детей. Мир незрячего человека особый, а для не видящего с рождения – тем более. Как-то я попыталась объяснить однокласснице значение цветов.

«Ну, скажи, что такое белое и что такое черное», – спрашивала она меня.

«То, что ты видишь сейчас, – черное. Возьми в руку снег. Холодно? Значит, он – черный. А моя рука теплая? Значит, белая». Но через тепловые ассоциации объяснение не получилось. Может быть, поэтому незрячие с рождения редко задают такие вопросы. Понимание цвета приходит, скорее всего, через другие контрасты. Как в голосе: контральто, бас, сопрано, тенор. Или из художественной литературы. К примеру, голубые глаза считаются красивыми: в них отражается цвет неба, моря, васильков в поле. Богатые сравнения, ассоциации. Но необходимо время на обдумывание. Вот почему так важно научиться читать самостоятельно.

До шестого класса я училась в специальной школе в Бежецке, затем получила направление в Ленинградскую школу-интернат для незрячих и слабовидящих детей. Там, на Малой Охте, прошли мое отрочество и юность. Знания к нам с неба не падали. И постигали мы их кончиками пальцев с помощью рельефно-точечного шрифта Брайля – волшебного шеститочия, как мы его называем. Буквари для незрячих и другие учебники от пособий для обычных школ мало чем отличались. Писали мы также в специальных тетрадках. В них с помощью накладки из 18 строк грифелями выдавливали точки: каждый вытесненный на бумаге символ соответствовал конкретной букве. Заметили, что я пишу справа налево? Так с ощущениями соприкосновения с точками рождалась уверенность в себе. Как же это пригодилось в жизни! Я даже стихотворение написала о волшебных точках, которые «открыли мне грамоты мир», о том, что маме моей больше нет нужды страдать, что ребенок ее будет несчастен… От негативного отношения к моей беспомощности, подобного тому, когда тебя дразнят или обижают, я была избавлена. В интернате мы все были одинаковы. Конечно, грустила, как все. И сердце мое просило песни. Так что, участвуя в художественной самодеятельности, продолжала развивать вокальные навыки, полученные в Бежецкой школе. До сих пор как талисман храню свой первый приз – небольшую шкатулку за песню «Первый учитель». Красивых песен в послевоенное время рождалось много – из каждого окна слышались, и запоминались они легко…

«Мы видим то, что знаем…»

Голосом Галину Владимировну природа наделила сильным, чувственным, звенящим – народным. Однако с не меньшим удовольствием она брала уроки академического пения у извест-ного в Вышнем Волочке музыкального педагога Валентины Михайловны Шульгиной. Опытный преподаватель оценила ее лирическое сопрано и все же направила певческую установку в русло народной песни.

Представить свою жизнь без музыки Галине Владимировне так же трудно, как и без родного трудового коллектива ООО «Вышневолоцкий металлист» – местной производственной организации Всероссийского общества слепых.

– С нашим предприятием мы, незрячие, связывали все свои планы и надежды. Чувствовать себя членом трудового коллектива дорого стоит для людей с физическими проблемами. Конечно, на обычных заводах сборку металлоконструкций делают автоматы. Но и мы умеем добросовестно работать. Каждый честно на своем участке. Наш труд востребован даже при таком «нерыночном» подходе в организации производства, и продукцию мы выпускаем только отличного качества. Иначе заказчики бы с нами дело не имели.

Я приехала в Вышний Волочек в 1967 году. И сразу же устроилась на завод в цех комплектации, затем работала в штамповочном, сейчас тружусь упаковщицей на участке низковольтной аппаратуры. В то время на предприятии, располагающем общежитием, работало много молодежи. Активизировали свою деятельность библиотека, различные кружки, процветала художественная самодеятельность. Но какая песня без баяна? Так на репетиции я познакомилась с баянистом Евгением Дмитриевичем Смирновым. И получилось, что спелись с ним на всю жизнь – стал он мне и другом, и мужем, и отцом нашей дочери Тамары.

Благодаря тому что Евгений Дмитриевич был человеком зрячим, механизм преодоления бытовых трудностей был для меня, конечно же, иной. Хотя и при других обстоятельствах незрячие женщины успевают и с домашними делами управляться, и оставаться привлекательными. Дома слепоты не замечаешь. У большинства идеальный порядок – каждая вещь должна лежать на своем месте: так ничего не теряется и ничего не надо искать.

А ориентиром в творчестве для нас стало приглашение в ансамбль песни и танца «Медок», поступившее в 1970 году от его основателя и руководителя Геннадия Васильевича Строганова. За сорок лет коллектив стал для нас родным. Его творческая жизнь – наша молодость и сегодняшний день. Три года, как не стало Евгения Дмитриевича. Справляться с грустью по-прежнему помогает песня, а если не поется, то складываются стихи.

– Многие наслышаны и о литературных пристрастиях семьи Смирновых. Чтение вслух Драйзера, к примеру. Некоторые с вами чуть ли не всю «Американскую трагедию» прослушали…

– Это было, по всей видимости, на отдыхе в «Серебряниках». Мы с мужем довольно часто там отдыхали. Литературно-художественные журналы были тяжелы, чтобы брать их с собой и читать самостоятельно. Так вот мой супруг читал для меня вслух обычные книги из библиотеки. А слышимость действительно в домиках была отличная. Ходить по ягоды да за грибами я не могла, перебирать тоже. Поэтому отдых для нас всегда сводился к двум вещам: чтению и… выступлению для отдыхающих. Не в обиду сказано, но нам казалось, что баянисты в домах отдыха играли без особого воодушевления. Народная музыка достойна восторженного исполнения, считал Евгений Дмитриевич, и брал в руки баян. Тут и я оказывалась рядышком. Так чуть ли не каждый вечер пели.

– Как же справлялись с таким количеством песенных текстов?

– По памяти. Тем более что муж – личный баянист. А тексты, бывало, забывала от волнения. Но так как я пишу стихи, то быстро выходила из положения. Тут же приходило в голову словечко в рифму, правда, иногда так «осеняло», что все вокруг от смеха плакали.

– Самое время рассказать о том, как сейчас вы работаете над репертуаром.

– С помощью компьютера. У меня накопилась солидная фонотека. В начале двухтысячных работал в нашей организации, в штамповочном цехе, Владимир Поляков. Сейчас он окончил университет и работает в Тверской коррекционной школе. А тогда на общественных началах решил обучить желающих простым навыкам работы на компьютере. Занимались в мужском общежитии довольно долго. Владимир установил мне специальную программу Jaws. Она произносит все изменения, которые происходят на экране монитора. Теперь могу набрать текст и напечатать документ, записать песню, скопировать ее на диск или флэш-карту и так далее.

И правда. Мои глаза не успевают еще выделить нужный файл на мониторе, а Галина Владимировна, едва услышав нужную голосовую команду, быстро пробегает пальцами по клавиатуре. И продолжает, заставив меня покраснеть:

– Есть у меня смартфон. Вы наверняка знаете, что это такое. В нем также предусмотрена озвученная программа. Кроме того, он может работать как навигатор. Программу мне установили в Волоколамске. А на прощание воодушевили: «Не бойтесь. Утопающий спасает себя сам. Дерзайте! Ориентируйтесь!» Что я и делаю. Я могу закачать туда привычный маршрут, например до магазина. Так что я и за дверью квартиры не беспомощна. Но Тамара меня все равно далеко не отпускает, даже на сцене рядом поет. Она моя отрада и правая рука во всем.

Недавно моя героиня написала стихотворение. Называется оно «Лестница жизни». Лирические четверостишия о каждом этапе своего пути. Все узнаваемо, понятно, трогательно. И будто песней ложится на слух. Но самое главное, еще раз убеждает, что зрительная активность – это только часть жизненного опыта человека. Действительно, мы видим только то, что знаем, и только то, что хотим видеть. И слепые, и зрячие.

Елена ВАСИЛЬЕВА

Фото автора

 



Вернуться к списку новостей

 

 

 

               

 

Карта города

Панорамы Вышнего Волочка
Расписание автобусов
Письмо Главе города

 

Визитная карточка Вышнего Волочка

 

LLC Site Plus